Блог

Александра Хвостова

Staryj gerb
Навыки будущего. От школы образования к школе развития

Навыки будущего. От школы образования к школе развития

Для чего нужна школа? Думаю, что большинство людей на этот вопрос ответит правильно – в первую очередь школа нужна для того, чтобы дать новому поколению людей базовые знания – передать ту информацию и тот опыт предыдущих поколений, который новое поколение может использовать для своих нужд.

Все мы проходили уроки литературы, физики, химии и т.к. При изучении естественнонаучных предметов нам перепродавали основные знания, а также достижения современной науки. С каждым годом этих достижений человечества становится больше и больше, а объём необходимых знаний уваливается в геометрической прогрессии.

Развитие человечества настолько ускорилось, что мир меняется буквально на наших глазах. Двадцать лет назад мы удивлялись возможности разговаривать по телефону из любой точки города и не быть «привязанным» проводами, а уже сейчас во всю пользуемся высокоскоростной передачей данных. Приобрести товар с доставкой из другой страны или поговорить по видеосвязи с человеком, находящимся за тысячи километров, отдыхая на берегу реки – обычное дело. Если вторая промышленная революция произошла почти через полторы сотни лет после первой, а третья меньше, чем через сто лет после второй, то промышленная революция 4.0 буквально нагрянула меньше чем через 40 лет после третьей. Промышленное развитие движется с таким ускорением, что уже становится сложно ориентироваться в современных научных достижениях.

prom revolucii

источник

Перед образованием возникает вопрос – как же дать знания ребёнку об основах строения мира, о цифровых технологиях, истории, достижениях человечества и пр., когда объём информации об окружающем мире ежегодно кратно увеличивается. Нельзя до бесконечности увеличивать время, которое дети и подростки будут проводить за партой и нельзя так же давать поверхностные знания, которые потом будет достаточно сложно использовать на практике.

С учётом современных технология, как мне кажется, можно сформировать комплексное решение:

1. Частичное дистанционное образование. Общеобразовательная школа, в которую ходит ребёнок, может давать основу – общие знания, которые необходимы всем. В зависимости от своих личностных характеристик, в старших классах молодой человек должен выбрать подходящее для себя направление для более углублённого и обязательного изучения предметов «виртуальной школы». Например, ученик увлечён творчеством, он выбирает необходимое направление и к его занятиям в школе добавляются удалённые занятия «виртуальной школы» в области музыки, искусства, литературы и т.д. Таким образом не нужно перегружать ребёнка теми знаниями, которые ему не пригодятся и наоборот, дать возможность глубже изучить то, что ему больше нравится. Дополнительным преимуществом такого обучения станет то, что ученик даже из глубинки сможет получить знания от наиболее квалифицированных педагогов. Мы сможем выровнять уровень образования сельских и городских учеников.

vybor shkola

2. «Внешняя память». Если обязательное частичное дистанционное образование помогает ребёнку понять какое направление деятельности ближе его индивидуальным особенностям и начать более углублённое изучение этих предметов, то как решить вопрос с объёмом знаний? Например, в физике ежегодно совершается такое количество открытий, что следить за тенденцией и при этом получать углублённые знания в этом направлении достаточно сложно. С решением этой проблемы может помочь сервис «внешняя память». Не обязательно все знания хранить в своей голове, достаточно того, что эти знания будут доступны в любой момент времени в любой точке. Для этого нам нужен высокоскоростной беспроводной интернет, любое мобильное устройство связи и серверы, на которых будет храниться подобная информация. С развитием технологий (это произойдёт достаточно скоро) поиск нужной информации подобным способом будет занимать ненамного больше времени, чем попытки вспомнить, выудить информацию из своей головы. Главным навыком, который необходим для реализации этого пункта будет информационная грамотность – навык поиска информации, её оценки и управления цифровым контентом.

oblako

Таким образом мы перейдём от школы образования к школе развития. Задачей такой школы будет не столько передача базовых знаний от предыдущих поколений, сколько обучение навыкам для доступа к базе данных знаний, накопленным человечеством, а также помощь в развитии индивидуального научного, творческого или какого-либо другого потенциала человека.

Ведь одна из главных целей государства - создание среды для жизни и самореализации граждан. Помогая ребёнку сформироваться как личность, государство получит сильного учёного, изобретателя, художника, музыканта, спортсмена и т.д.