Одним из важных факторов формирования комфортной городской среды является избавление от визуального мусора. С точки зрения градостроительства, визуальный мусор - это непривлекательные или неестественные объекты, приводящие к значительным ухудшениям внешнего облика городской среды.
К визуальному мусору можно отнести уличную рекламу, баннеры, объявления, вывески и прочую отвлекающую, раздражающую ненужную информацию. Так же в данную категорию можно отнести неудачные решения в архитектуре (неправильно подобранные цвета, сайдинг, кондиционеры и т.д.), свисающие провода, наклонившиеся опоры освещения, «убитые» дороги и тротуары и пр. Строго говоря, в каждом конкретном случае то, что будет являться визуальным мусором, зависит от многих факторов: окружающей архитектуры, состояния самого объекта и т.д. Например, руины старинного замка XII века среди зеленых холмов, как правило, только улучшают пейзаж, а вот руины советской кирпичной пятиэтажки вряд ли украсят центральную улицу города. Хотя, казалось бы, и там, и там камень. Тот же трубопровод, идущий над землей, идеально впишется индустриальную стилистику действующего или реконструированного (под офисы и жилье) завода, но в обычной жилой и тем более исторической застройке, трубопровод - последнее, что хотелось бы увидеть.
Визуальный мусор не только раздражает, влияя на здоровье человека и затрудняя доступ к нужной информации, но и заметно ухудшает вид города. Достаточно сложно ориентироваться в таком обилии пёстрых вывесок и баннеров на зданиях и найти нужную. В поисках внимания со стороны клиента, предприниматели обклеивают объявлениями всё что могут – опоры освещения, здания и иногда даже деревья, превращая всё это в визуальную свалку. То же касается опор, используемых для линий связи и передачи электроэнергии. Многие из них покосились, превышая допустимый уровень отклонения от вертикальной оси (8 см для опоры высотой 8 метров), а используемые ныне СИП вместо алюминиевых проводов ещё больше ухудшают вид.
Вот ещё пример – «Торговая галерея». Большая концентрация маленьких магазинчиков и неправильный подход к дизайну вывесок приводит к тому, что фасада здания буквально не видно, а разобраться в таком обилии пестрящих вывесок достаточно сложно. На мой взгляд такой подход не то что не привлекает внимание покупателя, а наоборот, отпугивает, да и внешний вид города страдает. А магазин «Мебель» решил, что если облепить баннерами весь фасад здания, то от этого он станет более привлекательным.
А вот так, более сдержанно и комфортно выглядит это место если закрасить почти весь визуальный мусор.
Крупные сетевые магазины, в отличие от местных, уже перешли к более эргономичным вывескам без фона.
А вот ещё интересный случай – что бы прохожий понял, что в этом здании есть аптека и магазин одежды, нужно было 7 раз написать слово «аптека» на двух языках и 5 раз "Одевайс". Может некоторые предприниматели считают, что количество клиентов зависит от количества вывесок на фасаде здания, но это не так. На окна не нужно вешать баннеры, гораздо гармоничней будут смотреться наклейки на стёклах, как это сделано на фото выше в магазине "Фасоль". Трёхмерные вывески "Аптека" и "Пудра" сделаны правильно и, как положено, на одном уровне.
Так что же можно сделать, что бы внешний вид города был более привлекательным?
Конечно, администрации города нужно поработать над горизонтальными поверхностями – тротуарами, дорогами и зонами для инженерных коммуникаций, а также, совместно с поставщиками электроэнергии и связи над внешним видом опор и линий связи и электропередачи, но вертикальные поверхности (фасады зданий) имеют наиболее важное значение в избавлении от визуального мусора. Поэтому я считаю, что необходимо разбить город на микрорайоны и разработать правила оформления вывесок в Цимлянске с учётом архитектурных и функциональных особенностей микрорайонов. Разработать эти правила нужно совметно с архитекторами, урбанистами, предпринимателями и жителями города для того, что бы эти правила могли удовлетворить запросы как самих предпринимателей, так и жителей..
Правила размещения вывесок предназначены для отображения и объяснения системного размещения вывесок в общественных пространствах — городских улицах и формирующих их зданиях. Система размещения включает организацию вывесок в едином визуальном оформлении, что позволит достичь более внимательного отношения к общественным пространствам и архитектуре города. Данные правила должны описывать разрешенные и запрещенные к размещению вывески на фасадах жилых и нежилых зданий Цимлянска. Разделение улиц на 2 категории — историческую и типовую дает возможность более гибкого подхода к архитектуре.
Есть яркий пример подобных правил, разработанный фондом «ДОМ.РФ» совместно с конструкторским бюро «Стрелка» для г. Саратова, ознакомиться с которым можно по данной ссылке.
Благодаря таким правилам Цимлянск сможет стать комфортным для жителей и привлекательным для туристов.
А как вы считаете, нужны ли Цимлянску правила оформления вывесок?